Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Титановый век

Если бы земная ось была перпендикулярна к эклиптике (т.е. к кругу, по которому наша Планета совершает свой бег вокруг Солнца), на Земле  не было бы смены времён года. С другой стороны, если бы земная ось не совершала прецессии, тропический год был бы равен звёздному году. Поясним несколко высказанные здесь суждения.

Мы замечаем, что  непосредственно наблюдаемое суточное  движение Солнца с востока на запад соответствует направлению движения часовой стрелки. Но это означает, что вращение Земли вокруг своей оси совершается с запада на восток, т.е. против направления движения часовой стрелки. Понятно, что и прецессионное движение, при котором земная ось перемещается по круговому конусу, соответствует движению  против часовой стрелки. (Это легко представить, если  вспомнить про поведение детской игрушки – раскрученной юлы). При принятых ориентациях, соответственно правосторонней (по часовой стрелке) и левосторонней (против часовой стрелки), движение Земли вокруг Солнца оказывается правосторонним. Сложение двух противоположно направленных движений – прецессионного и эклиптического (с наклонённой к эклиптике земной осью) – приводит к тому, что земная ось меняет свою ориентацию по отношению к Солнцу, быстрее, нежели это было бы при отсутствии прецессии. Иначе говоря, пересечение эклиптики и небесного экватора, совершаемое в момент равноденствия, происходит  несколько раньше того срока, который определяется продолжительностью звёздного года. В результате точка весеннего равноденствия перемещается по видимому нами небосводу с востока на запад. В настоящее время астрономические наблюдения показывают, что она переходит из созвездия Рыб в созвездие Водолея.

Годичное смещение точки весеннего (или осеннего) равноденствия называется предварением равноденствия.  Какова его величина? Согласно современным астрономическим  подсчётам тропический год короче звёздного на 20 мин 24 сек, а в угловых мерах – на 50,3'. Этого как раз хватает на то, чтобы за 25920 лет точка весеннего равноденствия обошла все зодиакальные созвездия и вернулась в исходное положение. 

Официальная историческая наука приписывает открытие прецессии и явления предварения равноденствия греческому астроному Гиппарху. Его же считают и основателем научной астрономии. Родился он в Никее  во 2-м веке до н.э. Жил частью на острове Родосе, частью в Александрии. Сведения о его астрономических работах сохранились в Альмагесте Птоломея. Поражённый появлением новой звезды в созвездии Скорпиона – случилось это в 134 г. до н.э. – Гиппарх составил звёздный каталог с тем, чтобы будущие астрономы могли следить за появлением новых и исчезновением прежних звёзд. В каталог им было занесено 1022 звезды. Сравнивая затем долготы этих звёзд с их долготами, определёнными греческими астрономами Тимохариссом и Аристиллом 150 лет тому назад, он и пришёл к выводу о существовании прецессии и предварения. Такими сведениями по интересующему нас вопросу ограничиваются официальные энциклопедические источники, касаясь истории развития научных знаний.

Однако если покопаться в исторических анналах, содержащих больший объём информации об исторических процессах развития науки и культуры в разных цивилизациях прошлых веков, вопрос о том, когда возникло знание о смене зодиакальных эпох, предстанет в ином свете. Хотя термин зодиак действительно пришёл к нам от античных греков, о самом этом понятии знали и оперировали с ним жрецы древнего Египта и Шумера. От шумеров  мы унаследовали  метод  измерения угловой меры окружности, которую именно они  предложили определять величиной в 360 градусов. Разделение цикла прецессии  на 12 периодов  величиной в 2160 лет принадлежит, несомненно, им, потому что  такие  числа, как  6, 12, 60, 360 и т.п. являются элементами изобретённой ими  системы  счисления, основанием которой служит, вместо нашего числа 10, число 60. В книге Алана Ф. Элфорда «Боги нового тысячелетия» (М.: Вече, 1998) содержится немало ценных исторических сведений по данному вопросу (хотя научную значимость книги в целом и снижает содержащаяся в ней экстравагантная гипотеза о богах-пришельцах). Так он, в частности, пишет: «Хотя понятие зодиака впервые появилось в Шумере где-то после 3800 года до Р.Х., оно, как показано в некоторых исследованиях, существовало и ранее. И действительно, в одной шумерской глиняной табличке содержится перечень созвездий зодиака, начиная со Льва, и там же имеются намёки на то, что это понятие восходит к значительно более ранним временам – приблизительно к 11000 году до Р.Х., когда люди ещё только-только начинали заниматься земледелием» (Элфорд, с. 313). Экстраполяция к 11000 году до Р.Х., быть может, и не является оправданной – момент спорный, а вот высказывание об астрономических достижениях шумеров сомнений не вызывает. Нельзя не согласиться со следующим резюме Элфорда: «…не подлежит сомнению, что в этих древних цивилизациях (Шумера и Египта.– авт.) знаками зодиака пользовались на научном уровне. Теперь уже широко признано, как это ни казалось невероятным, что древним был известен цикл прецессии в 25920 лет, и они делили этот цикл на 12 периодов по 2160 лет» (с.311).

Назад 1 <2> 3 Вперед