|
О русском проекте овладения временем
По городам и весям
Л. Г. Антипенко
О РУССКОМ ПРОЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
Послание борцам за национальную и социальную справедливость
Москва : «Век книги» , 2004
Каждому понятен смысл таких терминов, как сотрудник, сподвижник, соратник. Это - совместный труд, причастность к одному и тому же социальному движению, товарищество в ратном деле. Когда-то из данного смыслового ряда выпало слово современник. Под современником стали понимать человека, живущего с другими в одно и то же время, и только. В книге показано, как этому слову возвращается его первоначальный смысл. Оно преображается коренным образом и вместе с его преображением изменяется наше отношение к историческому времени.
В таком случае современниками становятся деятели, жившие в разные календарные сроки, но объединённые общими усилиями, направленными на освоение созидательной компоненты временного потока. Под таким углом, зрения мы признаём своими современниками В.Н. Муравьёва, Н.И.Лобачевского, А.С.Пушкина, А.В.Суворова и других подвижников русской культуры - тех, кто отдавал (или отдаёт) себе отчёт о наличии живой, органической связи настоящего с прошлым и будущим.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро-
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют,
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною...
Из монолога Пимена. Драма А. С. Пушкина «Борис Годунов»
1. Предварительные замечания
Товарищ!
В нашей отечественной истории были периоды, настолько значимые для дальнейшего развития самосознания русского народа, что их нельзя назвать иначе как преображение. В такие моменты весь народ вдруг с облегчением вздыхает, увидев совершенно новые горизонты, словно после долгой непогоды внезапно очищается небо, и в воздухе явно веет близостью весны. У людей появляется желание жить, работать, растить детей во имя того будущего, которое открывается в этой перспективе.
Можно ли представить себе, каким было бы наше восприятие природы и социальной действительности, во всей её сложности, если бы у нас не было Пушкина? Пушкинское преображение России - бесспорный факт нашей истории. С Пушкиным боролись, его травили. Его в конце концов убили дантесы и геккерны. На него клеветали, и по сей день клевещут продажные борзописцы. И, всё же, и до сих пор они не смогли, да и не смогут вытравить его из нашего сознания.
Любая пора года, лес, речка, долы и горы, луна, небесная сфера - всё воспринимается сквозь призму божественного языка
3
Пушкина, его «...божественного глагола». И всё же мы чувствуем, живя в условиях нашей современной суровой действительности, что сейчас надо предпринять что-то большее в том направлении, в котором творил Пушкин.
Дело в том, что Пушкин жил в эпоху, когда закончилась Отечественная война 1812 года. Он жил всё-таки в мирное время. А мы сейчас живём в условиях самой настоящей войны - войны безжалостной, беспощадной, которая ведётся против нашего народа ежедневно, ежечасно. Терракты, убийства, жертвы так называемых антитеррористических операций, вымораживание людей отключением тепла и воды, разрушение культуры, экономики, насаждение наркомании, всевозможные виды войны информационной - всё обрушилось на нашу голову. В таких условиях надо, наконец, понять, что меры противодействия этому насилию должны быть адекватными - на войне, как на войне!...
Что же нам надо, чего нам не хватает, чтобы принять такие меры? Нам представляется, что, в первую очередь, снова придётся ставить и решать такую задачу, как преображение сознания. Надо перейти в новое качество. Сегодня это означает требование выработать в себе ощущение своей национальной идентичности, чёткое понимание того, где наши друзья и где - враги. А ещё - осознание того, что нельзя бесконечно стонать и жаловаться на время, называя его смутным, поганым и пр. в таком же роде. Нельзя думать, что время обладает своеволием и что оно никак не зависит от нашей деятельности. Если открыть книгу нашего отечественного мыслителя Валериана Николаевича Муравьёва, которая называется «Овладение временем» (М.: РОССПЭН, 1998), то там как раз можно познакомиться с методикой по преодолению разрушительной, или, как сказали бы физики, энтропийной, компоненты времени. Конечно, в первую очередь здесь речь идёт о времени историческом, но не только о нём. Корифеи русской мысли, о которых речь пойдёт дальше, стали рассматривать в едином потоке время историческое, время палеонтологическое и время геологическое. И тогда открылись удивительные особенности того поучительного временного опыта, который В.И.Вернадский и П.А.Флоренский называли биосферическим, или биосферным. В контексте этого опыта И.А.Ефремов
4
поставил вопрос: отчего вымерла около 100 млн. лет тому назад цивилизация динозавров? Говорят, что были какие-то космиче-ско-земные катаклизмы типа падения огромного метеорита, всемирного потопа и т.п. Что-то в этом роде, наверное, случилось. Но вот что удивительно. Динозавры вымерли, а теплокровные животные, жившие вместе с динозаврами, выжили. Теплокровные животные оказались более приспособленными к суровым условиям жизни, потому что были умнее динозавров. А что значит умнее? Когда задумались над этим вопросом, открыли закон пси-хо-физического равновесия.
Этот закон утверждает, что для успешного функционирования и развития высших живых существ требуется наличие оптимального соотношения между внешней и физиологической деятельностью, с одной стороны, и внутренней психической активностью, с другой. Короче говоря, речь идёт об оптимальном соотношении между физиологией и психикой. Присмотритесь к палеонтологическим останкам динозавров: тело у них огромное, а голова маленькая; а если голова большая, то объём мозга непропорционально мал. Если сравнить с ними теплокровных животных, то увидим, что в их популяциях природа устранила данную диспропорцию.
Причём же тут время? Оказывается, что когда-то время проявило свою деструктивную, разрушительную функцию, уничтожив динозавров. А его созидательная компонента проявилась в том, что оно освободило место для жизни тех существ, которые более соответствовали общим закономерностям развития земной биосферы. То же самое можно сказать о том палеонтологическом отрезке времени, когда появился человек разумный (homo sapience). Среди высших живых существ произошёл мощный сдвиг в соотношении между физическим и психическим в пользу психического. Человек возвысился надо всем животным миром. Библия («Ветхий завет») провозгласила его даже царём надо всем сообществом животных, рыб, птиц и даже над растительным царством.
И тут, наследуя ветхозаветные ценности, либеральные идеологи стали проповедовать ложную идею «бесконечного прогресса», не отдавая себе отчёта, в чём состоит сущность этого про-
5
-гресса, не очень задумываясь о том, не оборачивается ли он деградацией взаимоотношений человека с природой? Технический прогресс налицо. Опровергать этот факт никто не станет. Но ведь человеческая культура не сводится только к технической индустрии. Надо было бы внимательно присмотреться к другим сторонам прогресса, которые свидетельствуют о том, что увеличение исторического отрезка времени не ведёт автоматически к увеличению общественного блага.
В основу суждений о прогрессе было положено библейское осевое время. Время стали представлять в виде бесконечной геометрической прямой, на которой слева расположено прошлое, справа - будущее, а где-то между ними - преходящий момент настоящего. Тем, кто придерживался такой точки зрения, и в голову не могло прийти, что такое плоское представление о времени вовсе не соответствует его природе.
На конкретном примере современной фазы развития человеческого разума И.А.Ефремов показал, что прогрессирующий разум превращается из рационального в нечто иррациональное, и тогда наступает, как в случае с цивилизацией динозавров, дисбаланс между физиологией и психикой. Посмотрите на современных американцев, жителей США. Тела их неестественно распухают, принимают уродливые формы, относительный вес мозга в таких телах уменьшается, все их заботы сосредоточены на удовлетворении физиологических потребностей: жратва (гамбургеры, Макдональдсы); питьё; обострённое внимание к половой жизни вплоть до всевозможных видов извращений; жвачка, которая уподобляет человека жвачному животному. Для тех, кто не может воспользоваться реальными предметами питания, предлагается суррогат в виде их виртуального поглощения; бесконечные игры и забавы - всё это отвлекает человека от творческой умственной работы и превращает его в психического дегенерата. И вот, глядя на эту цивилизацию, И.А.Ефремов сопоставил её с цивилизацией динозавров и пришёл к пессимистическому выводу, что эта буржуазная цивилизация обречена на погибель, и это наступит в скором времени, если не будут предприняты радикальные шаги по выходу из того экологического и духовного тупика, в который она зашла.
6
А ведь о том, что такой тупик наступит, предупреждал ещё в середине XIX века великий российско-польский мыслитель Гоёнэ Вронский (1778-1853). Вронский отмечал, что человечество в своём развитии, в своей деятельности отклонилось от тех законов, по которым живёт природа. Человек со своим техническим прогрессом оторвался от природы, стал автономным. И получилось то, что Вронский назвал гетерономией (расхождением законов) между людьми и остальной частью земной биосферы. (Констатировал данный факт ещё в XVIII веке и Жан Жак Руссо, но его сентенции подавались в форме пасторали; Вронский же свою концепцию гетерономии излагал на строго научном языке).
Это отклонение Ефремов сравнивал с отклонением путника от той дороги, которая ведёт его к дому, из которого он когда-то ушёл и должен бы к нему вернуться, чтобы избежать гибели. Так и человечество ждёт печальная участь, если оно не найдёт дороги к своему естественному дому. (Не случайно же естественный, экологически-правильный образ жизни людей становится предметом изучения научной дисциплины, носящей название глобальная экология, в которое входит греческое слово o??о?.(дом, жилище, родина).
Как всё это увязывается с задачей овладения временем? Ран-несредневековый богослов блаженный Августин задавался таким вопросом: «Что есть время? Если никто не спрашивает меня, я знаю; но если я хочу объяснить это кому-нибудь, тогда я не знаю» (St. Augustine, Confessions, bk XI, ch. XIV, XVII). Что же больше всего озадачивало в этом вопросе бл. Августина? Он не сомневался в существовании, в соответствии с библейскими установками, осевой (геометризованной) линии времени. Его заботила проблема, как на этой линии разместить настоящее, то, что понимается под словом «теперь». Ибо настоящее, как ему казалось, постоянно ускользает от субъекта, стягиваясь в точку. Бл. Августин был далёк от понимания того, что настоящее может быть протяжённым, когда оно слагается из двух противоположных стремлений. Сила, движущая тело в одну сторону, и равное этой силе стремление тела в противоположном направлении уравновешивают друг друга, и тело остаётся в покое. Если же представить себе, что время слагается из двух противоположных по-
7
токов (названных выше созидательным и разрушительным), и эти потоки в каких-то случаях уравновешивают друг друга, наличие протяжённого «теперь» становится вполне понятным. Древние греки отмечали, что бог Хронос пожирает своих детей. Но, как выясняется, Хронос не только пожирает-уничтожает, но и порождает-созидает, и сохраняет. Ни одну из этих функций отнять у него нельзя, но можно содействовать или противодействовать каждой из них по-отдельности. При таком подходе к восприятию временной длительности отпадает необходимость стягивать «теперь» к какому-то безразмерному мгновению.
Недостаток мышления, связанный с неверным представлением о времени и перешедший из церковного мировоззрения в науку Нового времени, Н.В. Устрялов назвал «абстрактным суеверием», т.е. суеверием, обусловленным поклонением абстракции, отвлечённым понятиям.
Смотрите, какие абстрактные суеверия, принимаемые некритически на веру, уродуют социальную действительность. Христианская церковь убеждает нас в том, что человечество, двигаясь по осевой линии времени, неизбежно придёт в ту точку на ней, которая будет знаменовать «последние времена». Марксизм меняет апокалипсический смысл понятия «последние времена» в пользу блаженства коммунизма, оставляя неизменным христианское представление о линейном характере исторического развития. Совершенно очевидно, что Церковь оказалась неспособной к восприятию созидательной компоненты времени. А марксизм, с его пошло понимаемым прогрессом, не смог выйти за рамки христианского исхода. К этому надо добавить, что многие христианские богословы (к ним не относятся такие великие православные святители, как, скажем, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв)) даже ждут прихода антихриста, потому что за ним предвидится второе пришествие Христа. Непонятно, откуда берётся такая уверенность в неизбежности появления антихриста. Получается, что вроде бы коммунизм и антихрист одинаково неизбежны в процессе исторического развития. Где тут правда, а где вымысел?
Давайте подумаем, наконец, и рассудим должным образом, можем ли мы согласиться с такими постановками исторического
8
вопроса. Если мы хотим брать пример с наших лучших людей, то нельзя будет не прислушаться к голосу певца, поэта и оригинального мыслителя Игоря Талькова. А он простым, общедоступным языком объяснял порочный характер апокалипсических (и вместе с ними - коммунистических) умонастроений:
«Апокалипсис! Здесь тоже не всё чисто. Кому нужно убеждать человечество в том, что оно обречено? Богу? Тогда зачем Бог создавал человека, зная, что человечество обречено?
.... Предположим, Вы обречены, и Вам об этом сказали. Получается, что нечего терять. Живи, как хочешь, всё одно - погибать. Смертникам - всё равно. Их устои морали и нравственности в лучшем случае размываются, а в худшем - умирают вместе с потерей надежды жить. Человек превращается в животное с хорошо развитыми инстинктами.
Если тело молодо и здорово, но поражено не внутренней, а внешней заразой, - по всем законам природы и медицины такое тело лечат, а не уничтожают». Нам следует задуматься над словами Талькова, Потому, что он — творческий человек и приобщение к его творчеству уже служит показателем творческого отношения к пониманию времени.
Западные образцы поиска творческих начал во времени и вне времени нас не могут удовлетворить. Пытаясь объяснить истоки творческой мысли, Запад увяз в подсознательной сфере психики. Да, там тоже есть немало широко мыслящих людей -деятелей науки и культуры. Но большинство-то поклоняется фрейдизму и другим подобным «измам». Зигмунд Фрейд выуживал из подсознания сексуальные побуждения человека и пытался ими объяснить всю сложную гамму его творческой деятельности. Швейцарский психолог и психиатр Карл Юнг обращался к понятию так называемого регрессивного сдвига - сдвига
9
в область сохранившихся в людской памяти древних стереотипов поведения, которые он называл архетипами. Он полагал, что они служат отражением накопленного в прошлом коллективного опыта. Но и он не выходил за рамки подсознательного. Такие западники, как Фрейд и Юнг, даже не могли себе представить, что над человеческим сознанием и подсознанием возвышается сфера сверхсознательного. Античные греки называли её Логосом.
К Логосу мы и обращаем свои взоры, когда говорим о феномене преображения. Кому-то легче будет подойти к пониманию данного феномена со стороны рассудка и разума. Для других путеводной нитью в решении этого вопроса может стать чувство морального и эстетического удовлетворения. Те наши товарищи, которые помнят завершающий период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и первые послевоенные годы, подтвердят сообщение ветеранов о том, что тогда всё вокруг было наполнено ощущением духовного подъёма. Подъёма ввысь и к будущему. И будущее воплотилось прорывом в космос, счастьем видеть космических первопроходцев среди наших людей. Вот этот подъём и даёт представление о преображении на чувственном уровне. Но у него есть и понятийное содержание. В предельно кратком изложении оно выглядит так. Давно было замечено, что жизнь есть везде, где есть движение против течения. Лосось, поднимающийся вверх по реке, преодолевающий перекаты и водопады, обеспечивает жизнь своему потомству. Зёрна хлорофилла, содержащиеся в зелёных листьях растений, позволяют растениям накапливать энергию солнечных лучей, предотвращать её бесполезное рассеяние. Сток земных рек в моря и океаны не прекращается потому, что существует круговорот воды в природе, обусловленный опять же солнечной энергией. Земная жизнь биологических организмов восходит к жизни Солнца. Зная об этом, мы имеем право ставить жизнь Солнца и других небесных звёзд в один ряд с жизнью органической природы. Звёздная жизнь тоже оказывается показателем «движения против течения».
Французский философ Анри Бергсон тоже отмечал, что «жизнь представляет стремление подняться в том направлении, в
10
котором, так сказать, падает (descend) материя» (Анри Бергсон. Творческая эволюция. М.,1909, с,209). «Жизнь,- писал он, -можно сравнить с усилием для поднятия падающей тяжести. Правда, ей удаётся только задержать падение. Но она по крайней мере даёт нам понятие о подъёме тяжести» (там же, с.210). Бергсон близко подошёл к тем идеям, которые разработаны в данном контексте нашими мыслителями. Он даже как-то обмолвился, что время обладает творческим потенциалом: «Время - это творчество (invention) или же оно - ничто» (там же, с.294). Но в его сознание жизнь вошла в качестве результата некоего первоначального творческого порыва (elan vital, elan originel). Видимо, он не мог отрешиться от библейской мифологии.
В отличие от Бергсона для В.Н. Муравьёва жизнь предстала как следствие постоянно действующей творческой, или созидательной, компоненты времени. Вот это научное и вместе с тем духовное постижение жизни под знаком времени и есть то, что в данном проекте называется преображением.
К сожалению, приходится констатировать, что процесс духовного преображения, начатый в нашей стране в 40-х годах XX столетия, был впоследствии прерван. После смерти Сталина социальный творческий подъём пошёл на убыль, хотя некоторое время он ещё сказывался в виде успехов, достигнутых в области освоения космоса и в некоторых других областях духовной и экономической жизни.
Перед нами теперь стоит задача возобновить этот процесс в новых крайне тяжёлых условиях. Безвольные будут по-прежнему констатировать наличие безотрадной полосы времени. А наделённые волей приступят к его изменению. Как сказал Валентин Распутин, «нет воли в неволе, есть воля на воле». Надо высвободить нашу волю из тюремных застенков современной либеральной идеологии. Только следует помнить о том, что употребляемое здесь понятие воли не имеет ничего общего с либеральным понятием свободы, понимаемой в смысле иррационального произвола - вседозволенности, отказа от всех традиционных норм в поведении людей.
11
2. Развёрнутое представление проекта
Итак, мы доводим до сведения наших товарищей русский проект овладения временем. Его претворение в жизнь имеет огромное значение для судьбы русского народа и других коренных народов России. В своём первоначальном виде проект был направлен на превращение антинациональной космополитической революции 1917 года в революцию национальную, в революцию, которая привела бы к установлению в России национальной и социальной справедливости. И не только в России, но и в других странах. Автором проекта является наш выдающийся соотечественник В.Н. Муравьёв (1885-1932), см. его книгу: Овладение временем. М.: РОССПЭН, 1998). В доработке проекта участвовали ещё при жизни Муравьёва, а затем несколько позднее, П.А.Флоренский (1882-1937), В.И.Вернадский (1863-1945), И.А. Ефремов (1907-1972), Н.А .Козырев (1908-1983) и другие отечественные авторы.
Всех их объединяла основополагающая идея: нельзя добиться справедливости в области социальной жизни, если не ставить вопрос о справедливом отношении людей к Природе, среди которой они живут, к Земной биосфере, к той природной среде, которая простирается даже за пределы Земной биосферы в космические дали.
В отличие от немецкого философа Освальда Шпенглера, который в своей книге «Закат Европы» проповедовал пространственный империализм, пространственную экспансию для тех стран, которые достигли стадии европейской цивилизации, наши мыслители сосредоточивали основное внимание как раз на изучении времени, на овладении теми его свойствами, посредством которых можно преодолевать разрушительную компоненту во временном потоке и использовать на благо человечества и природы его созидательную, антиэнтропийную (эктропийную) компоненту. Шпенглер из пространственно-временного единства выхватил только одно пространственное измерение. Времени он не касался. Ведь время в традиционно-научном понимании представлялось как ни от чего не зависимый, равномерно движущийся поток. Согласно представлениям классической физики, можно
12
было бы применять силы и сдвигать с места горы, но это никак не могло повлиять на ход времени, поскольку абсолютное пространство и абсолютное время находились как бы вне сферы каких бы то ни было воздействий и влияний. Время, конечно, соотносилось с движением, но считалось универсальной мерой всякого движения. Вот против такого представления и выступили русские авторы, доказывавшие, что потоком времени можно управлять и что люди могут овладеть соответствующим способом управления и, тем самым, овладеть временем.
В годы российской революции и гражданской войны Муравьёв особенно ясно осознавал, сколь важен его временной проект для устранения социального хаоса. Он полагал, что российская революция, несмотря на вызванные ею чудовищные преступления против человечности, могла бы всё-таки найти своё историческое оправдание, если бы после окончания гражданской войны революционеры опамятовались и перешли к предлагаемому с его стороны делу. С надеждой на это он и обратился с письмом к Троцкому, видимо, не совсем осознавая, с кем он вступает в общение. В письме, в частности, звучит призыв к освоению той новой формы социальной деятельности, которую автор и называет времяобразующей. «Я, - гласят строки письма, -невольно являюсь представителем части русской интеллигенции, той бесправной части, которую суровый пролетарский режим не только лишил возможности выражать свои мысли, но и лишил даже способности мысли, заставив её заняться исключительно насущным хлебом.
Между тем речь идёт о разногласии необычайно глубоком и чреватом последствиями для всего будущего» (Муравьёв, с.83). О каком же разногласии говорится в данном контексте? Прежде всего,- о разногласии по поводу возможности и необходимости творческой мысли. Одни хотели всю свободу творческой мысли и вообще всякого творчества свести к выполнению марксистско-ленинских рекомендаций. Муравьёв же соотносил всякое достижение творческой мысли с теми процессами в мозгу человека, которые упорядочивают его структуру, совершенствуют и обогащают память и - тем самым - согласуются с созидательной компонентой времени. Далее имелось в виду разногласие по во-
13
просу о назначении революции. Троцкистско-ленинская клика бредила мыслью об установлении «пролетарской» власти в масштабах всего Земного шара. Всемирная революция, начало которой, как считали троцкисты, положила революция в России, должна была привести, по их замыслам, к всемирной империи как одной из форм их мирового господства. В их замыслы входила задача овладения всем пространством планеты. А Муравьёв обращал взоры своих соотечественников к временной стороне бытия. Причём имел он в виду не какую-то умозрительную игру с понятием времени, а вполне конкретную реорганизацию включённой во временной поток производственной, экономической деятельности людей, и вообще всей реальной культуры, вкладывая в понятие «культура» все аспекты жизнедеятельности человека. Такую, взятую в целом, деятельность, в которой делается акцент на управление временем, он называл времяобразующей.
О том, что время не есть нечто, независимое от социальных и космических процессов (как полагал когда-то Ньютон), догадывался и ещё один русский, советский учёный, астроном Н.А. Козырев. Он говорил, что, хотя время и не зажигает звёзды, но является причиной того, что они живут дольше, чем предписывают им известные законы физики. Небесные звёзды он сравнивал с людьми. Козырев имел в виду идеальную антиэнтропийную деятельность человеческого мозга, которая позволяет человеку выстраивать свою деятельность по тем же эктропийным (антиэнтропийным) законам, которым следуют в своей активности зелёные растения, аккумулируя, накапливая в себе энергию солнечных лучей, а не рассеивая её без всякой пользы в пространстве1. Козырев считал, что жизнь таких больших астрономических объектов, как звёзды, тоже подчиняется подобным законам, т.е. тем самым законам, что позволяют противостоять энтропийному хаосу. В статье «О воздействии времени на вещество» Н.А. Козырев, в частности, писал: «Таким образом Солнце и звёзды необходимы для осуществления гармонии жизни и смерти и в этом, вероятно, главное значение звёзд во Вселенной. Глубокий смысл приобретают слова Платона в «Тимее»: «Эти звёзды назначены
Понятием энтропии и энтропии выражается ценность энергии, её способность превращаться в работу. Рассеянная, хаотизированная энергия характеризуется высоким показателем энтропии.
14
участвовать в устроении времени». Но к этому надо добавить, что и время участвует в устроении звёзд» (Физические аспекты современной астрономии, сб. научных трудов, Л., 1985, с.91).
Козырев был не во всём прав. Он не заметил обратного воздействия на время, т. е. ни того воздействия, которое исходит от общественной среды и формирует историческое время, ни того воздействия, которое исходит от космической среды и образует астрофизическое и - в самом большом масштабе - космологическое время. Но всё же Козырев оказался одним из участников решения тех вопросов вокруг проблемы времени, которые английский учёный Т.Маргерисон назвал «русским научным спором», имея в виду акты политического преследования Козырева за его научные взгляды.
Как бы то ни было, но после исследований и теоретических обобщений, выполненных Муравьёвым, Флоренским, Вернадским, Ефремовым, Козыревым, мы теперь уже не имеем морального права сваливать вину за наши социальные, национальные и природные бедствия на время, которое когда-то наделялось эпитетом «смутное». Если мы переживаем плохое время, то таковым делают его наши поступки. Если нас радуют хорошие времена, то в них надо видеть отражение наших же благородных поступков и деяний. Не приходится сомневаться, что в человеческом обществе есть две партии - это наш партийный подход к изучению социально-исторических и природных процессов - партия тех, кто вносит в окружающую нас жизненную среду хаос, разложение, тлен, и партия тех, кто противостоит этим действиям, кто всем образом своей жизни способствует эктропийному упорядочению пространственно-временной среды. Мы на стороне Логоса, противостоящего хаосу, мы на стороне второй партии. Но мы хотели бы укрепить её ряды, усилить её сознательным отношением к средствам контроля за временем с тем, чтобы использовать возможность преодоления его разрушительно-энтропийной компоненты в пользу высвобождения компоненты созида-тельно-эктропийной - на благо как общества, так и природы.
И в этом деле на помощь нам приходят новые технологии, связанные с открытиями в физике квантовой информации (квантовые компьютеры, квантовая телепортация, квантовая крипто-
15
логия и криптография). Из экспериментальных фактов, открываемых физикой квантовой информации, мы получаем информацию о глубинных свойствах времени. Выясняется, что время не движется по кругу, как когда-то полагали античные греки, не является оно и осевым, однонаправленным, эсхатологическим, как его преподносят нам библейские каноны (исход времени к конечной апокалипсической точке со страшным судом, приходом Антихриста и пр. в таком духе). Выясняется нечто совсем другое: настоящее и будущее могут замыкаться на прошлое, входить с ним в резонанс с проявлением интерференционных эффектов. И в этом мы убеждаемся при исследовании исторического времени. Подробнее о физической стороне вопроса см. в Приложении 3.
Известно, например, что эпоха царя Ивана Грозного, исторический гештальт2, как сказали бы немецкие мыслители, созвучна эпохе Иосифа Сталина. Раньше в этом созвучии находили всего лишь простую аналогию, за которой не усматривали непосредственной, когерентной связи двух соответствующих эпох, двух гештальтов. Мы же теперь прослеживаем эту связь, и, зная о её существовании, начинаем понимать, как и почему возможны пророческие предсказания. И не просто предсказания, а основанное на анализе исторической ситуации, точное знание времени и сущности предстоящих социальных событий, знание, пользуясь которым можно, вообще говоря, и подготовиться к таким событиям, и влиять на них (подробнее об этом будет сказано ниже).
Поясним ещё раз высказанную здесь важную мысль. Раньше думали, что всё ушедшее в прошлое мертво для настоящего и будущего. Разве что память всколыхнёт страницы былого... Предполагалось, что если сохранились какие-то исторические архивы, то мы можем, прочитав их, сделать заключение, что когда-то было то-то и то-то, и то, что происходит теперь, напоминает кое-что из того, что в какой-то исторический период приключилось в минувшем. Этот псевдонаучный предрассудок настолько живуч,
2 Гештальт - это целое, содержащее больше, чем сумму своих частей. Человек - больше, чем сумма атомов, членов и соков, из которых он состоит, супружество больше, чем муж и жена, семья больше, чем муж, жена и ребёнок. Дружба больше, чем двое мужчин, и народ больше, чем может показаться по итогам переписи или по подсчёту политических голосов ( Эрнст Юнгер. Рабочий, господство и гештальт. СПб.: Наука, 2000, с.88 ).
16
что и сегодня далеко не все сразу согласятся с нами, что в складках прошедшего времени сохраняется многое из того, что обнаруживается в настоящем. А вот предки наши были умнее нас в данном отношении. Они были уверены, что древние герои не уходят безвозвратно в историческое небытие, что следы их сохраняются во временном потоке и тем самым в значительной степени предопределяют будущее. По их представлению, самое отдалённое прошлое может оказывать непосредственное реальное влияние на настоящее и будущее. Так, может быть, и нам стоит поучиться мудрости древних, проявляемой в присущем им историческом сознании?
Для тех, кто сомневается в существовании правдивых и точных пророческих предсказаний, укажем на профетический дар И.А.Ефремова. (Как пророк он интересует нас в первую очередь сделанными им предсказаниями о нашей текущей действительности). Ефремов умел пронизывать своим мысленным взором непомерные толщи пространства и времени и распознавать, что там было в прошлом, и что предстоит в будущем. Поражают не столько сами его пророческие предсказания, касающиеся судеб земной цивилизации, сколько их хронологическая точность. В их основе лежит сопоставление эволюции человеческой культуры с эволюцией земной биосферы. Общая эволюционная линия, которую исследовал Ефремов, характеризуется той самой цикличностью, о которой говорилось выше. Ефремову особенно бросалось в глаза чередование на ней подъёмов и спадов, соответствующих мелким и крупным катастрофам. На эволюционной диаграмме, начерченной учёным, выделяется период, расположенный между 1998 и 2005 годами. Похоже, что этот период знаменует собой перелом в развитии человеческой цивилизации. Войны, социальные и природные катастрофы... и, в конце концов, может быть, радикальный отказ от способа жизни, навязанного народам капиталистической системой.
Вот что писал Ефремов в октябре 1972 года американскому палеонтологу Э.К..Олсону: « ...на земле всё довольно уныло, особенно это будет ощущаться в скором будущем. Это совпадает со старыми индийскими и тибетскими пророчествами о высших и низших пиках. Графически я изобразил их на диаграммах... Ви-
17
ден огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 гг. - временем Белого всадника из Майтреи. Но я не доживу до этого времени, может быть, доживёте Вы?...» (И.А.Ефремов. Переписка с учёными. Неизданные работы. М.: Наука, 1994, с.191). Письмо Ефремова Олсону датировано 1972 годом, в октябре 1972 года его не стало; Олсон умер в 1993 году. О чём сожалел Иван Антонович? Скорее всего, о том, что ему не придётся вмешаться в ход времени, обозначенного им как время Белого всадника из Майтреи, с тем, чтобы отклонить человечество от пропасти. Ибо в другом письме тому же Олсону Ефремов отмечал: «Я всё более и более убеждаюсь, что наша цивилизация со своим формальным подходом идёт вперёд неверным путём к некоторым катастрофическим вещам. Но я надеюсь, что это дорога перед долгим возвращением домой...» (там же, с. 180).
Нам, живущим ныне в 2004 году, хотелось бы, чтобы мы не оставались пассивными наблюдателями за ходом времени, наполненном трагическими событиями (американские бомбардировки Югославии (1999 год), взрывы Нью-йоркских небоскрёбов (2001 год), американская оккупация Ирака (2003-2004 гг.) и прочие катастрофические вещи), а сделали всё возможное для «возвращения домой», т.е. к тому миру, в котором не останется места для агрессивных войн и будет обеспечена надлежащим образом экологическая безопасность.
В плане предотвращения глобальных критических ситуаций и повсеместного обеспечения экологической безопасности В.И.Вернадский и П.А.Флоренский предлагали изучать биосферный (биосферический, как они выражались) опыт. Замечено, что Земная биосфера, рассматриваемая как целостная сверхбиологическая система, по своей тенденции развития отличается от Земной цивилизации. Различие между ними состоит в том, что биосфера развивается, в целом, в соответствии с эктропийной компонентой времени, а цивилизация - с энтропийной. На это различие впервые указал Вернадский. Биосфера, писал он, в ходе геологического и исторического времени становится всё активнее. Благодаря происходящим в ней жизненным процессам она накапливает свободную энергию, следовательно, обладает антиэнтропийным потенциалом (В.И.Вернадский. Живое вещество и био-
18
сфера. М.: Наука, 1994, с.488). Напоминаем, что под свободной энергией здесь понимается энергия с высоким показателем ценности. Колыбелью человеческой цивилизации является биосфера. Но цивилизация по каким-то причинам становится на энтропийный путь развития, на котором уничтожается антиэнтропийный потенциал биосферы. На каком-то этапе развития дорога цивилизации отклоняется от дороги, по которой совершается движение биосферы. Поэтому если цивилизация хочет избежать своей гибели, она должна вернуться на тот путь развития, которым следует биосфера. Это и есть «дорога домой», поисками которой занимался Ефремов.
В плане социально-экономическом антиэнтропийная тенденция хозяйственного развития была намечена российской школой организационного производства, той школой, которая известна по имени А.В. Чаянова (1888-1937). По сведениям Чаянова, к узкому составу школы принадлежали А.Н. Челинцев (1874-1962), Н.П. Малахов (1887-1980), А.А. Рыбников (1877-1939/1941), А.Н. Минин (1881-1943), Г.А. Студенский (1898-1930) и некоторые другие. Это была школа кооперативного социализма и к ней, так или иначе, примыкало множество лучших умов дореволюционной России. Кооперативный опыт хозяйствования с разных сторон изучали такие крупнейшие авторитеты отечественной экономической мысли, как А.И. Чупров (1842-1908), М.И. Туган-Барановский (1865-1919), К.А. Пажитнов (1879-1964), бывший, кстати говоря, директором Петроградского кооперативного института.
В центре внимания русских кооператоров стояла такая система хозяйственной деятельности, мотивация трудовых усилий в которой не находится в прямой зависимости от размера прибыли на вкладываемый в неё денежный капитал. Элементами этой системы являлись отдельные семейно-крестьянские трудовые хозяйства. А в качестве существенных связей между ними выступали кооперативные связи. Тут осуществлялась кооперация кредитная, сбытовая, потребительская и производственная. Она позволяла кооперированным крестьянским хозяйствам подняться на высокий уровень трудовой эффективности, недосягаемый для капиталистического фермерства. Поэтому уже А.И. Чупров, не дожив-
19
ший до полного расцвета кооперативного социализма в дореволюционной России, в одной из своих статей заметил, что в отношении земледелия идея кооперации имела не меньшее значение, чем все предыдущие технические завоевания. Кооперативный социализм воплощал в себе, таким образом, идеал социальной, да и национальной, справедливости без пагубной уравниловки социализма послереволюционного периода времени. К сожалению, сложившийся в дореволюционных условиях кооперативный социализм не был поддержан революционной властью. Декретом СНК от 2 декабря 1918 года был ликвидирован Московский народный банк, служивший центром кредитной кооперации. Остальные виды кооперации приобрели либо чисто формальный характер (потребительская кооперация), либо превратились в орудия силового принуждения в рамках командно-административной системы.
Почему же мы российские методы кооперации, продвигаемые когда-то в жизнь школой организационного производства, соотносим с методами овладения временем? Потому, что в них мы находим способы социальной организации, деятельность в которой протекает в соответствии с эктропийной составляющей временного потока. Такая деятельность не противоречит закономерностям эволюции биосферы (например, закону цефализации Дана). И поэтому нам предстоит приступить к её возрождению при более полном понимании её куль-турно-эктропийного смысла.
В свете теории овладения временем новый статус приобретает геополитика, новый смысл обретают геополитические изыскания, геополитика превращается в хронополитику. Геополитика рассматривает вопросы исследования пространства, взаимоотношений народов и государств, разместившихся на земной поверхности. А хронополитика рассматривает процессы в их временном разрезе, как они размещаются на временной вертикали, на оси координат, перпендикулярной координатам пространства (ортогональной пространству, скажем для специалистов). Находясь на ограниченном пространстве, можно добиться более эффективной деятельности во временном аспекте. Поиски геополитического
20
центра как центра мировых событий прекращаются3, всё внимание сосредоточивается на временной перспективе. Центральное значение в смысле влияния на социальные, национальные и, в конце концов, на природные процессы приобретают рассредоточенные по ойкумене коллективы людей, которые осознают наличие прямой и обратной связи во временной перспективе: прямой - энтропийной, и обратной - эктропийной. На Западе близко к этим идеям подошёл Дэйн Радьяр, книга которого «Астрологическая психология» увидела свет в 1936 году. Радьяр ввёл понятия отрицательного и положительного времени. Отрицательное (негативное) время понимается, по его словам, как неизбежность прекращения. Положительное (позитивное), или холистическое, время - это способность создания целостностей. «Позитивное понимание времени, - писал он, - рассматривает его как вечное рождение целостностей, которые не непременно умирают как таковые, а могут сочетаться друг с другом, образуя в этом процессе всё большие целостности. Благодаря причастности к сознанию индивид способен стать органической частью большего целого и тем самым достичь бессмертия в этом целом как проводник целостности большого целого» (Дэйн Радьяр. Астрологическая психология. Новосибирск.: Гермес, 1994, с.70).
Если эти мысли нуждаются в некотором уточнении, то правильнее было бы, на наш взгляд, сказать не о «причастности к сознанию», а о причастности к той новой форме сознания, которая ставит задачу преодоления разрушительной компоненты времени. Излагаемый здесь проект овладения временем нацелен на повсеместное создание первичных коллективных ячеек - кристаллических затравок, - в которых люди будут объединяться по принципу принадлежности к созидательной партии. Мы полагаем, что в такие ячейки в первую очередь войдут те, кто наделён способностью обладать исторической памятью. Но не только они. Например, человек, проживший три-четыре десятка лет и увидевший, как за такой короткий период исчезла с лица земли речка его детства, тоже придёт к нам. Поняв, что для реки нужен лес, он будет насаждать леса, бороться с теми, кто их истребляет,
3 Об этом частично было сказано в статье: Л.Г.Антипенко «Об организации национальной геополитической службы в России: канон и канун»// Национальная безопасность и геополитика России, № 1-2, 2002. с.158-165.
21
либо способствует их исчезновению. Другой злободневный пример. Сейчас имеются преступные замыслы приватизировать водные источники. Если эти замыслы сбудутся, за питьевую воду придётся специально платить. Нет необходимости лишний раз здесь объяснять, что доход от продажи воды будет тем большим, чем меньше останется окрест не отравленных ядовитыми отходами рек и озёр. Предвидящие эту угрозу тоже придут к нам. И вольются в наши ряды все те, кто понимает, что созидательная деятельность требует бескомпромиссной борьбы с партией разрушителей. (Вспомним о заветах И.А. Ильина, помещённых в его книге «О сопротивлению злу силою»!).
Мы не являемся сторонниками представления об историческом фатализме и не утверждаем, что победит непременно партия созидания. Тем более не разделяем мы апокалипсических наваждений, которые предрекают «последние времена». Всё зависит от того, как скоро нам удастся заручиться в нашем деле поддержкой многочисленных сторонников.
Важно понять, наконец, что человечество стоит на пороге новой эпохи, которая характеризуется в политическом плане тем, что существование многочисленных партий с их мелкими партийными пристрастиями и различиями теряет всякий исторический смысл, и остаются только две партии: энтропийная, разрушительная, несущая с собою смерть, и эктропийная, творческая, воплощающая в жизнь программу овладения временем с конечной целью победы над самой смертью.
3. О тех, кто солидарен с нами, и о тех, кто находится на противоположной стороне
Русский проект овладения временем входит в жизнь, и надо бы отметить отдельных деятелей и мыслителей, которые в той или иной мере содействовали его формированию. Среди них есть те, кто обращал внимание на факт существования только двух политических партий, разнящихся по существу своим отношением к противоположным компонентам времени; есть и такие, кто указывал на необходимость эквивалентного обмена с приро-
22
дой. Изучались и различные способы восприятия времени в зависимости от особенностей того или иного национального менталитета.
Критикуя марксистский догмат о неизбежности победы коммунизма в ходе исторической эволюции человечества, немецкий социолог Р. Штамлер писал (высказывание относится к 1896 году): «Раз научно познано, что известное событие произойдёт совершенно определённым образом, бессмысленно ещё желать содействовать именно этому определённому способу его наступления. Нельзя основать партию, которая хотела бы содействовать точно вычисленному лунному затмению» (цит. по: Н.Ф.Шубкин. Повседневная жизнь старой русской гимназии. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1998, с. 603).
Такая партия тем не менее была основана и вошла в историю под названием марксистско-ленинской партии. Её общественная функция состояла в том, чтобы приблизить наступление того события - прихода коммунизма, - о котором якобы заранее было известно, что оно наступит. Наступило, однако, событие совсем другого рода: развал самой партии.
Что касается налаживания справедливого обмена с природой, то его добивался, среди прочих озабоченных судьбой Земной биосферы учёных, немецкий социолог Петер Козловски. В принадлежащей ему книге «Принципы этической экономии» он отмечал, что вопрос о необходимости существования обмена в сфере экономической и культурной жизни людей решается просто: обмениваясь с другими, мы выигрываем время, потому что не должны всё делать сами. Однако идея обмена должна охватить собою по справедливости и сферу взаимоотношений человека и природы. В обмене с живой и неживой природой мы, по его словам, приобретаем жизнь, поскольку её невозможно воспроизводить в технике. «Жизнь происходит в природе как побеждающий и требующий затрат энергии процесс. Обмен беспорядка на порядок позволяет выиграть время для того, чтобы защитить жизнь от постоянного распада и постоянного саморазрушения в связи с возрастающей энтропией, мировым беспорядком <...>. Только путём обмена с природой и социальной средой живой организм может сохранить себя на более высоком уровне упорядоченности
23
и на уровне меньшей энтропии» (Петер Козловски. Принципы этической экономики. СПб.: Экономическая школа, 1999, с.308).
Требование справедливого обмена с природой относится не к самой природе, а к цивилизации, и состоит оно, в первую очередь, в том, чтобы цивилизация не вносила в природу необратимый беспорядок своей техногенной деятельностью, не сбрасывала в природную среду, взамен отнимаемых у неё ресурсов, ядовитые отходы, получаемые в результате промышленного производства. И вообще цивилизация должна привести всю жизнедеятельность людей в максимальное соответствие с законами существования живой и неживой природы.
К сожалению, есть целые нации, менталитет которых далёк от понимания как сущности времени, так и связанных с ним энтропийных и эктропийных процессов. С.В. Дмитрюк специально исследовал вопрос об образе времени в сознании представителей русской и английской культуры. В сознании русских время фигурирует вместе с определением его ценности, о чём свидетельствуют такие слова в обиходном языке, как (время) тратить, потерять, дать, кончиться. А в образе мира англичан time ассоциируется прежде всего с часами: настенными или башенными, карманными или наручными. Время у них - это час, день, возраст, год, а также пространство, бесконечность. «Овнешнённое» время в английском языковом сознании, - пишет автор, - представляет собой эдакий механизм (mashin) или бомбу» (С.В. Дмитрюк. Образ времени в сознании носителей русской и английской культур // Языковое сознание. Формирование и функционирование. М., 1998, с.210). Англичане, как правило, добавляет он, время могут проводить, потратить, с ним также связано представление о движении, течении (там же).
Как проводит время средний англичанин, показано в одном из красочных эпизодов в романе «Суть дела» англо-американского писателя Грэма Грина. Описывается напряжённый ритм работы полицейских её Величества в одной из английских колоний в Африке и часы отдыха, когда они устраивают охоту на тараканов. Грэм Грин изображает времяпрепровождения английских полицейских. Но так ведут себя не только полицейские, но и солдаты Её Величества, и не только английские, но и американские. Вот
24
так мы и знакомимся с их специфическим отношением ко времени, а вместе с тем и с их утилитарным отношением к природной среде. Конечно, если путешественник посмотрит на территорию Англии или США, он увидит там ухоженные лужайки и газоны, очищенные от валежника леса, аккуратно засеянные поля. Но всё это ради комфорта англо-американского обывателя. Природа сама по себе для него ценности не имеет.
Менталитет русского народа и других коренных народов бывшей Российской империи устроен иначе. Вот как передавал свой взгляд на жизнь, на науку и искусство, на природу грузинский поэт Илья Чавчавадзе (один из духовных наставников И.В. Сталина):
«Жизнь есть корень, а наука и искусство - стебли, выросшие на нём. Подобно тому, как взошедшие из земли растения дают плоды и дойдя до зрелости, возвращают земле семена, чтобы произвести новые корни, которые выпустят новые стебли, так и произрастающие из жизни наука и искусство приносят свои плоды и возвращают жизни семена для того, чтобы зародилась новая жизнь» (Илья Чавчавадзе. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1979, с. 13).
4. Заключение
Было это давно, около полутора тысяч лет тому назад. Тогда наши предки, славяно-русы, передвигаясь по просторам Восточной Европы, связали между собой реки, текущие в противоположных направлениях. Возник единый путь, который в истории получил название «путь из варяг в греки». А связь между реками осуществлялась посредством оригинальной транспортной операции - волока. Волоком переправлялись гружёные ладьи через водораздел, отделяющий одну судоходную реку от другой. Как показали этнолингвистические исследования, касающиеся славянских племён, слово волок со значением пространства, преодолеваемого судами посуху, представлено только у восточных славян. О.Н.Трубачёв дал следующую оценку данному историческому факту: «Так называемый «путь из варяг в греки», относительно
25
которого существует мнение, что развился он поздно и существовал сравнительно недолгое время - с IX по XI в. (в оценку этого распространённого мнения мы здесь больше входить не намерены), расцвёл целиком благодаря своим волокам. Всё говорит за то, что и сами эти волоки, и весь этот путь, немыслимый без волоков, - детище древнерусского гения...» (О.Н. Трубачёв. В поисках единства. М.: Наука, 1992, с. 163).
Освоение пространственного опыта по преодолению речных водоразделов позволяло нашим людям распространить его, отправляясь от пространственной протяжённости, на временную длительность. Теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что когда российское казачество, осваивая новые земли, двигалось посолонь, навстречу солнцу, на восток, и покоряло необъятные просторы Сибири, оно совершало не только пространственное перемещение, протекающее во времени, но и овладевало созидательной компонентой времени.
То же самое можно усмотреть и в военной деятельности наших выдающихся полководцев и флотоводцев. Обобщая свой военный опыт, А.В. Суворов в одном из писем к единомышленникам писал: «Надлежит исподволь развернуться, круто подняться вверх...<...>. Я ползать не могу, вались хоть Вавилон» (А.В. Суворов. Письма. М.: Наука, 1986, с.471). В его словах-- восстание, но, как видно в данном случае, не против земной тяжести, а против скользящего под уклон социального времени. Такая особенность русского национального умонастроения в конце концов нашла своё образное выражение в следующих стихотворных строках А.К. Толстого:
Мы же поднимем
Течение встречное
против течения.
Излагаемый нами проект должен заслужить, в первую очередь, внимания со стороны тех живущих с нами рядом, кто ставит перед собой задачу установить в обществе и государстве порядок национальной и социальной справедливости. Проект показывает, что социальная справедливость недостижима без установления справедливости национальной. (Попытка установления в СССР общества социальной справедливости за счёт попрания
26
национальных интересов русского народа закончилась полным провалом). Но национальная справедливость может быть реализована только при условии, что человек, не утративший чувства причастности к своему родословному дереву, принадлежит к определённой, реально существующей нации. Нации могут распадаться, а противостояние такому распаду, созидание национального единства обречено на успех, а не на провал, только в порядке освоения созидательной компоненты времени. Ведь созидание, укрепление национального единства достигается в процессе, противоположном процессу распада, деградации, распыления нации, одним словом, в процессе, противоположном энтропийной тенденции её развития.
При налаживании предстоящей нам работы по укреплению национальной солидарности следует почаще вспоминать о поучительных моментах нашего исторического опыта. Было уже замечено, что каждый народ, этнос, имеет своё определённое лицо, так что его можно назвать народной личностью. А человек есть личность индивидуальная. Вместе с тем известны примеры тех идеальных свершений, когда личность индивидуальная наиболее полно выражает личность народную, совпадает по своему духовному содержанию с последней. Таким был у нас Пушкин. К такому идеалу должны стремиться и борцы за национальную и социальную справедливость в условиях открываемой перед нами эпохи временного преображения.
* * *
Пониманию смысла временной стихии, на овладение которой направлены наши усилия, способствует её уподобление стихии музыки. Всякое музыкальное произведение, будь то симфония или соната, всякая музыкальная тема развёртывается во времени, отделяется от пространственных атрибутов действительности. Музыкальное произведение перестало бы отвечать своему назначению, если бы в нём не было возвращений к уже прозвучавшей мелодии, не было бы того, что называют ритмическим строем произведения. Симфония развёртывается во времени, но вместе с
27
тем она существует не в виде разрозненных частей, а в своей целостности.
При таком уподоблении времени музыкальной стихии становится понятно, что общественный идеал нельзя соотносить с неким финалом во времени. Идеал музыкальной симфонии, писал Н.В. Устрялов, не в её финале, а в целокупности её, в единстве. Отсюда исходит утверждение, что в музыкальном времени нет прошлого. Но так, утверждает он, предстаёт и мировая история. «Она тяготеет к идеалу, насыщена им, томится по нём и воплощает его, но бесполезно искать его торжества в начале её, в середине или в конце. Он всю её проникает собою, он везде и во всём. Он - в её логике, в её динамике, диалектике, в её нарастающих ритмах» (Н.В. Устрялов. Проблема прогресса. М. 1998, с.44-43).
Скажем ещё раз, что музыка в чистом виде представляет собой наиболее адекватную модель времени, выраженную средствами искусства. В этой модели раскрывается органический характер временной стихии. Но нам следует помнить о том, что когда либеральные «композиторы» со своими модернистскими вывертами покушаются на музыкальный порядок вещей, они стремятся утвердить в жизни не только музыкальный сумбур, но и сумбур в историческом времени. Они даже изобрели для этого специальную философию - философию абсурда. Нам, сторонникам русского проекта овладения временем, с ними не по пути. Наш путь
- путь творческого созидания, а не буржуазного духовного оску
дения. Наши действия направлены на поддержание и развитие
многокрасочной жизни на планете Земля.
Приложение 1
К вопросу о конкретных формах самоорганизации
Часто бывает так, что учение о том, что надо делать в тех или иных обстоятельствах, легче усваивается после того, как рассмотрены отрицательные примеры, показывающие, как не надо делать. У нас под рукой два ярких примера из российской истории. Один из них относится к творчеству Андрея Белого, другой
- к поэзии Александра Блока.
28
Андрей Белый показывает свою отрешённость от русского народа, от той социальной среды, в которой он жил; и вместе с чувством этой отрешённости выражает желание, чтобы и вся Россия подверглась хаотическому распаду, распылилась в пространстве. У Александра Блока в его стихотворении «Девушка пела в церковном хоре» звучит трагическая нота, свидетельствующая о его фатальном отпадении от живого потока времени.
Антирусское по своему духу упадочническое стихотворение «Отчаяние» было напечатано А. Белым в 1908 году. Приводим его фрагмент:
Довольно, не жди, не надейся -Рассейся, мой бедный народ.
В пространстве пади и разбейся. За годом мучительным год,
Века нищеты и безволья. Позволь же, о Родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твоё прорыдать.
Заканчивается стихотворение таким пассажем:
Исчезни в пространстве, Исчезни, Россия, Россия моя!
Теперь обратим внимание на стихотворный опус А. Блока:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою <...>
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи корабли,
Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.
29
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам, - плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.
Это стихотворение тоже было опубликовано во времена лихолетья, в годы революционной смуты. Человек, выплеснувший себя из временного потока, отпавший от своего генеалогического древа, оказался не в ладах и с временным потоком. Христианская религия, вместе со всем её трагически-апокалипсическим мотивом, всё же выступает как более оптимистическое мировоззрение. Воскресение Иисуса Христа демонстрирует нам победу над смертью. Стоит напомнить и о том, что в греческих текстах Евангелия нашему слову «воскресение» соответствует термин «восстание». Так вот это восстание означает не что иное, как восстание против энтропийной компоненты времени, которая придаёт временному потоку видимость полной необратимости. Блок же в своих строках «причастный тайнам, плакал ребёнок // о том, что никто не придёт назад» отождествляет Христа с ребёнком, который знает, что победы над смертью нет. Получается так, что Победивший смерть отрицает возможность такой победы. Какое страшное умопомрачение!
Мы не случайно поставили в один ряд стихи Андрея Белого и Александра Блока, в них раскрывается два аспекта одного и того же мировидения. Порок этого мировидения состоит в том, что человек, потерявший нить своей родословной, становится непричастным своему народу, той его массе, которая живёт вместе с ним в данное время.
Одна из важнейших причин распада Советского Союза, которую никак не могут понять коммунистически настроенные патриоты, состоит в том, что за годы советской власти, за исключением эпохи Сталина, делалось всё, чтобы вытравить из народа историческую память, обрубить все его генеалогические связи. Когда в 1982 году вышел в свет роман-эссе Владимира Чивилихина «Память», направленный на восстановление таких связей, либеральные коммунистические идеологи поняли, что может на-
30
ступить конец их космополитической власти. И тогда они поспешили с реализацией заранее заготовленной программы перестройки.
Русский проект овладения временем противостоит этим пагубным тенденциям - тенденциям распада, атомизации общества. Дело овладения временем осуществляется сразу по нескольким направлениям:
1) По линии родовой самоорганизации, в центре которой стоит семья со всеми её семейными преданиями, побуждающими новые поколения брать пример с лучших деяний своих предков и претворять в современную жизнь дела подобного рода.
2) Налаживанием самоорганизации по месту жительства. Организованный по месту жительства коллектив может добиться очень многого по улучшению условий своей жизни. Надо только иметь в виду, что основой улучшения материального благосостояния является духовное единство. В каждой местности, в каждом регионе есть свои исторические и природные памятники. Объединяйте людей вокруг них. Добивайтесь того, чтобы по вашей земле струились чистые воды, пробивались чистые родники. Расширяйте зону своего влияния, чтобы соединиться с другими регионами, занятыми такими же благими делами. Всё это будет способствовать национальной солидарности.
3) Не следует упускать из виду и самоорганизацию профессиональную. Как сказал Козьма Прутков, «специалист подобен флюсу, полнота его - односторонняя». Он имел в виду специалиста, выключившего себя из живого потока времени, из отечественной истории. Таких специалистов приобщить к отечественной и мировой истории могли бы другие специалисты из числа тех, кто обладает широтой взгляда на взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Здесь нам надо научиться механизму такого отбора, чтобы не смешивать, например, искусственно-надуманные исторические измышления Льва Гумилёва с работой таких наших замечательных мыслителей, как тот же Владимир Алексеевич Чивилихин, Борис Александрович Рыбаков, Иван Антонович Ефремов и др.
31
Но самое главное - соответствующая работа в области национальной культуры, под которой мы понимаем все аспекты народной жизни. Продолжительный опыт изучения национально-патриотических движений и организаций дореволюционной и послереволюционной России позволил выявить их серьёзные недостатки, скорее даже, общую роковую ошибку, помешавшую всем нам добиться национального сплочения. Причина - одна: почти в каждом случае при создании национально-патриотической организации её инициаторы выхватывали из целостного, уникального пласта русской, российской культуры какой-либо один из её элементов и выставляли его в качестве условия, необходимого и достаточного для того, чтобы привести к успеху. Чего мы тут только ни находим! Одни выдвигают на передний план экономический вопрос, забывая о том, что «не единым хлебом жив человек», что экономика, сколь бы важное место она ни занимала в жизни общества, является всё же только частью национальной родовой культуры. Другие апеллируют к языку, выделяя некоторую социальную прослойку, которая фигурирует под названием русскоязычных, словно отряд парнокопытных в зоологии. Третьи делают упор на отвлечённое понятие социальной справедливости, провозглашая главной общественной ценностью социализм, хотя социализм социализму рознь. (Есть социализм национальный, есть социализм интернациональный, выступающий под названием коммунизма, и т.д., и т.п.).
Большую путаницу в национальное самосознание вносят те теоретики и философы, которые все особенности культурного бытия нации пытаются свести к географическому или чисто психологическому фактору, как это делает, например, в своих сочинениях Л. Гумилёв. Но самую серьёзную ошибку допускают те, кто забывает о том, что и религия выступает всего лишь одним из аспектов национально-этнической культуры. Под знаком освоения времени не остаётся места для противопоставления двух форм нашей отечественной религии - религии дохристианской и религии православно-христианской, ибо та и другая находятся в органическом единстве друг с другом и объединяются понятием православия.
32
Приложение 2
К вопросу о временном содержании преображения
Русский проект овладения временем напрямую соотносится с тем, что в предисловии названо преображением. В процессе разработки проекта мы получили ряд отзывов читателей, в которых изложена просьба уточнить, по каким более конкретным признакам можно судить о сущности преображения, о его связи с временем. По отношению к отдельному человеку на такой вопрос ответить нетрудно. Человека как личность в первую очередь характеризуют его глаза. Давно было подмечено и точно сказано, что глаза - зеркало души. Душа человека погружена во временной поток. И она не является пассивным отражением этого потока. Душа работает и, в меру своей способности, отбирает из потока, в большей или меньшей мере, либо созидательную, либо разрушительную компоненту. Когда у человека глаза ясные, чистые, лучистые, сияют добротой, будьте уверены, что с душой у него всё в порядке, так же как и с физическим здоровьем. Если глаза мутные, тупые (представьте себе рецидивиста-уголовника, с какими нередко приходится теперь встречаться), это говорит о том, что душа такого человека подпорчена, а в крайнем случае стала носителем всех социальных пороков.
Каждый согласится с тем, что основным органом человека, где происходят психические, душевные процессы, является его мозг, его церебральная система. Глаза - существенная часть этой системы. Глаза, следовательно, свидетельствуют не только о психическом состоянии человека, но и о физиологическом состоянии его мозга. Все люди, которые отравляют свой мозг алкоголем, табачным никотином, наркотиками, приводят его в такое плачевное состояние, при котором он лишается способности воспринимать созидательную компоненту времени, и по глазам можно судить о его болезненном состоянии. Душа и тело такого человека разрушаются.
Посмотрите в глаза здорового ребёнка, когда его организм развивается, будучи включённым в процесс антиэнтропийного течения времени. Вы увидите в его глазах радость созидательной
33
жизни. Этой радости лишены те дети, которые рождаются у порочных родителей. Но кто дал им право наделять своими пороками будущие поколения?!
Итак, к первым признакам, по которым можно судить о процессе преображения отдельного человека, относится состояние его глаз. Примерно так обстоит дело с душой того или иного народа. Говорят, что, когда народ проходит стадию деградации, разложения, его сознание оказывается неспособным воспринимать творческие идеи и воплощать их в жизнь. Долгое время существовало ложное представление об идеях как о чём-то таком, что в неизменном, вечном виде существует в каких-то высших сферах и опускается на землю, чтобы воплотиться в жизнь в земных образах красоты, добродетели, истины и т.п. Теперь мы начинаем понимать, что таких неизменных идей, или эйдосов, как их называл древнегреческий философ Платон, нам никто не подбрасывает. Тот умопостигаемый Логос, о котором писали античные мыслители, есть Логос динамический. И у него, и у времени одна и та же модель - музыкальная симфония. Народ, который лишается способности слушать подлинную музыку - музыку Чайковского, Бетховена, Моцарта, Мусоргского и т.д., - приобщаясь к суррогатам в виде поп-музыки, лишается не только нормального слуха, но лишается и нормального зрения. Такой народ становится на путь самоубийства.
Между состоянием души человека и состоянием его глаз существует прямая и обратная связь. Коррекция зрения у тех людей, которые страдают близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и другими заболеваниями глаз, благотворно воздействует на душу человека, если она проводится правильными методами. Разработаны ли такие методы? Да, такая методика разработана и с нею можно познакомиться, в частности, на лекциях проф. В.Г. Жданова. Её отличает ширина и глубина подхода к исцеляющим процедурам, при котором излагаются рекомендации не только по коррекции зрения, но и рекомендации по возвращению к здоровому образу жизни, по очищению души от ложных программ, которые закладываются в человека в условиях порочной, антинародной политики.
34
Преображение — это такая деятельность человека, которая очищает его душу от порочных установок и делает её открытой по отношению к Логосу в том его понимании, которое было изложено выше. Логос и есть созидательная компонента времени, но только это не набор неизменных идей, а сочетание смыслов, наподобие того сочетания музыкальных смыслов, которое мы ощущаем, слушая симфонию. Эти смыслы находятся в постоянном движении, они являются содержанием процесса непрерывного творческого созидания, которое беспредельно. Творческая составляющая времени неизменно присутствует в жизни; она доступна каждому человеку, уверенно встающему на путь очищения, преображения своей души. Она доступна народу, осознавшему необходимость преображения своего социального бытия.
Приложение 3
Физико-теоретические пояснения
Данное приложение адресовано тем из наших читателей, кого интересует физико-теоретическая сторона вопроса об овладении временем. В тексте проекта приходилось использовать такие понятия, как интерференция прошлого с будущим, взаимосвязанность энтропийной и эктропийной компонент времени в едином временном потоке и т.п. Не следует думать, что эти термины и понятия используются как метафоры. Они имеют строго научный смысл. Его источником служит квантовая механика и в особенности физика квантовой информации. Необычные, с точки зрения устоявшихся представлений, свойства времени раскрываются, в частности, при анализе квантово-информационного эксперимента, получившего название «эксперимент с задержанным выбором» (см., например, книгу: С. Трейман. Этот странный квантовый мир. Москва - Ижевск, 2002, с. 152 -154).
Поскольку детальное описание его заняло бы много места, я заменю его изложением мысленного эксперимента, известного по статье Дж. Уилера «Квант и Вселенная» (см.: Астрофизика, кванты и теория относительности. М.: Мир, 1982, с. 535 - 558).
Три следующих тезиса содержатся в статье:
35
1) физика становится столь же историчной, как сама история;
2) квант опровергает точку зрения, что можно охватывать реальность такой, какой она мыслится независимо от её наблюдения;
3) при интерпретации ряда квантовых экспериментов нельзя отделаться от вывода, что наблюдатель здесь и сейчас
воздействует на прошлое, заставляет его взаимодействовать с будущим при формировании настоящего.
Вывод, содержащийся в п.З, автор демонстрирует на мыс-
ленном эксперименте, проводимом в масштабах Вселен-
ной. Если, говорит Уилер, речь идёт, например, о наблюде-
нии фотона, испущенного, скажем, десять в девятой степени лет тому назад, то фотон может предстать перед наблюдателем в разных ипостасях.
Наблюдатель является единственным, кто решает, что сле-
дует искать - круговую или линейную поляризацию. «Его
выбор полностью определяет различие в утверждениях, ко-
торые могут быть сделаны относительно этого фотона. В
пределах этих различий имеет смысл утверждение, что на-
блюдатель здесь и сейчас участвует в образовании ранней
Вселенной, хотя это представляет собой обращение обыч-
ного хода времени» (с.555).
Если испущенный в какой-то момент времени фотон соотнести с настоящим «теперь», то вопрос о том, будет ли он иметь круговую или линейную поляризацию, должен быть отнесён к тому, что наступит в будущем. Будущее воздействует на прошлое, в данном случае - посредством наблюдателя, который готовит, по своему выбору: либо прибор для измерения круговой поляризации, либо прибор для измерения поляризации линейной. Так человеческий фактор влияет в конкретных обстоятельствах на время.
Сам эффект интерференции прошлого с будущим не может быть описан во времени. Интерференция - свойство волновых процессов. Два волновых процесса могут интерферировать друг с другом, если между ними имеется когерентная связь. Основная идея понятия когерентности, как пишет один из физиков, - несиловое взаимодействие, син-
36
хронизация. Можно представить себе синхронизацию пары пространственно удалённых друг от друга часов, которые начинают ходить согласованно не в результате силового действия одних часов на другие, а в результате мгновенно устанавливаемого между ними взаимовлияния (см.: Л.А. Ше-лепин. Когерентность //Новое в жизни, науке и технике. Физика, 1985/4, М.,1983). Поскольку квантовая механика изучает волновые свойства материи, понятия интерференции и когерентности занимают в ней центральное положение. Что касается двухкомпонентного состава времени, то к такому представлению о времени подводят основные положения релятивистского варианта квантовой теории.
37
Оглавление
1. Предварительные замечания 3
2. Развёрнутое представление проекта 12
3. О тех, кто солидарен с нами, и о тех, кто находится на противоположной стороне 22
4. Заключение 25
Приложение 1. К вопросу о конкретных формах самоорганиза-
ции 28
Приложение 2. К вопросу о временном содержании преобра-
жения 33
Приложение 3. Физико-теоретические пояснения 35
38
ББК87
А 72 УДК 1/14
Л. Г. Антипенко
О русском проекте овладения временем (Послание борцам за социальную и национальную справедливость) - М.: Век книги, 2004. - 39 с.
ISBN 5 -94438 - 015 -0
© Антипенко Л.Г., текст, 2004
Научное издание
Леонид Григорьевич Антипенко
О русском проекте овладения временем
Послание борцам за национальную и социальную
справедливость
На первой странице обложки использована репродукция
с картины художника В.Л. Крылова
«Новодевичий монастырь»
Редактор - В.И. Самохин
Лицензия ИД № 03889 от 30 января 2001 г.
Сдано в набор 15. 03.2004. Подписано в печать 05.04.2004.
Уч.-изд.л. 2,0. Усл.-печ.л. 2,0. Формат 60 х 90/16. Тираж
1300 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура
«Тайме Нью Роман». Заказ 179.
Издательство «Век книги» ;. г. Москва, ул. 3-я Мытищинская д.З Типография «Евсти»
??
??
??
??
|
|