Поиск по сайту
Подписка на рассылку
|
Прометеизм П.С.Боранецкого3. Отношение к религии
Боранецкий, напомним ещё раз, не может согласиться с тем тезисом иудео-христианской религии, согласно которому Бог по отношению к человеку находится в потустороннем мире. Эту религию он сопоставляет с марксизмом и материализмом. Марксизм материалистичен и натуралистичен. Он не знает ничего духовного и идеального. Религия идеалистична, но её недостаток состоит в том, что она не ставит вопроса о духовном преображении материи. «Для религии, – пишет автор, – предел достижения её «сверхъестественного» мира должен совпадать с пределом отрицания данного реального мира. Этим пределом и является «Апокалипсис» («О самом важном», с.389). Иудео-христианскую религию он называет поэтому меонической (меон – гр. – «ничто»), т.е. религией, направленной в ничто. Если прометеизм несёт всеутверждение всему и, в частности, истинную победу над смертью, то иудео-христианство , вместе с буддизмом, несут всеотрицание всего и, в конечном счёте, смерть (там же, с.390). Автор признаёт, конечно, что религия утверждает символическую победу над смертью. Но тут же замечает, что эта победа не есть победа реальная. (выд. нами Л.А., М.В.). Далее. Религия с её «Апокалипсисом» провозглашает отрицательное завершение истории. Прометеизм, напротив, – положительное завершение истории. А положительное завершение истории означает сверх-истрическое состояние человечества. То есть такое состояние, в котором как раз и достигается бессмертие. Критика христианства не является у Боранецкого критикой чисто негативной. Напротив, он скорее очищает эту религию от иудейского мрака; он напоминает, что Христос называл себя Сыном человеческим. И вовсе не был сторонником религиии рабов, религии тех, что называют себя «рабами божьими». Напомним и мы, со своей стороны, что, говоря о царствии Небесном, Христос вовсе не имел в виду нечто потустороннее. Христос, как писал Хаустон Стюарт Чемберлен, далёк от того, чтобы считать ненавистной эту земную жизнь, переживаемую по воле Божьей и под Его всевидящим оком. Он начинает её как путь к вечности, как узкие врата, через которые мы вступаем в царствие Небесное. А что такое царствие Небесное? Нирвана? Воображаемый рай? Купленная награда за дела, совершаемые на земле? «Ответ на это, –замечает Чемберлен,– даёт Христос в одном слове, которое, несомненно, сохранено для нас в подлинном виде, т.к. оно ранее никем не было произнесено и, очевидно, не было понято никем из Его учеников, а тем менее выдумано, – это слово на таких могучих крыльях так опередило медленное развитие человеческого знания, что смысл его до сих пор ещё понятен не всем (…) Христос сказал: «Не придёт царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там! Ибо царствие Божие внутри вас есть»» (Х.С. Чемберлен. Явление Христа. СПб., 1907, сс.20-21). |