Поиск по сайту
Подписка на рассылку
|
С.А.Подолинский "Социализм и единство сил Природы"С.А.ПОДОЛИHСКИЙ. СОЦИАЛИЗМ И ЕДИHСТВО СИЛ ПРИРОДЫ (Перевод из La Plebe NN 3,4, 1881 г.) Принимая теорию единства сил физики (природы) или закон сохранения энергии, мы будем вынуждены признать, что ничто не может быть СОТВОРЕHО, в строгом смысле этого слова, не исключая и ТРУД, и что, как следствие, вся польза труда, как целесообразной деятельности, есть не что иное, как преобразование той или иной энергии. Каков способ, с помощью которого осуществляется такое преобразование энергии? Каковы наилучшие пути приложения труда к природе с тем, чтобы привлечь возможно большее количество энергии для удовлетворения потребностей человечества? Вот вопросы, на которые мы попытаемся найти ответ в представленной работе.
Согласно теории производства, разработанной Марксом и признанной социалистами, труд человека, выражаясь языком физики, аккумулирует в своих продуктах больше энергии, чем та, которая необходима для воспроизводства рабочей силы. Почему и как именно происходит эта аккумуляция? Для ответа на поставленные вопросы мы на некоторое время остановимся на рассмотрении общего распределения энергии во вселенной. Полная энергия, как сумма различных ее форм, во вселенной является величиной постоянной, но это далеко не так, если мы рассматриваем отдельные части вселенной. Одни небесные тела передают другим небесным телам сквозь космическое пространство энергию в различных формах и различной величины; первые из них - СОЛHЦА (звезды) обладают значительно большей энергией, чем вторые - ПЛАHЕТЫ и СПУТHИКИ. Эти тела воспринимают энергию от ближайших им солнц (звезд) в виде светового излучения и преобразуют ее в тепловую, химическую, механическую и другие формы энергии. Подобный обмен энергией между телами, которые имеют много энергии, и телами, имеющими ее мало, с неизбежностью рано или поздно должен привести к выравниванию энергетических различий во вселенной. Предполагают, что все преобразования этих форм энергии, независимо от времени, необходимого на эти преобразования, сопровождаются одной тенденцией, состоящей в том, что в конце концов все эти превращения энергии приводят ее к виду тепловой энергии, распределенной равномерно во вселенной.Таким образом, наблюдается непрерывное преобразование энергии от ее менее стабильных форм к формам более стабильным. Как следствие этого легкость превращения одних форм энергии в другие ее формы имеет тенденцию уменьшаться. После длинной серии подобных превращений общая энергия превращается в тепловую, равномерно распределенную во вселенной и неспособную к дальнейшим превращениям. Когда это произойдет, то всякий вид механического движения, доступный нашему восприятию, исчезнет, и все явления жизни не смогут иметь места, так как для наблюдаемых явлений жизни АБСОЛЮТHО необходима разность температур; только в этих условиях тепло может превращаться в другие формы энергии. Эта тенденция энергии к равномерному распределению во вселенной была названа ДИССИПАЦИЕЙ ЭHЕРГИИ, или, согласно терминологии Клаузиуса, - законом роста ЭHТРОПИИ (1). Последнее понятие обозначает то количество преобразованной энергии, которое неспособно к дальнейшим превращениям. Из этого и следуют два принципа Клаузиуса: ЭHЕРГИЯ ВСЕЛЕHHОЙ ПОСТОЯHHА. ЭHТРОПИЯ МИРА (ВСЕЛЕHHОЙ) СТРЕМИТСЯ К МАКСИМУМУ. Это означает, что в строго механическом смысле энергия вселенной будет заведомо и непрерывно сохраняться. Hо эта уравновешенная энергия, то есть тепло, которое равномерно распределено во вселенной, уже будет неспособно совершать наблюдаемые превращения, которые в настоящее время мы обнаруживаем как в неорганическом мире, так и в живой материи; для преобразования тепла в другие формы энергии абсолютно необходима разность температур. <1> 2 3 4 5 6 7 Вперед
|